Строительный инструмент

Монтажно-тяговый механизм. Средство от безвыходных ситуаций

Работы по подъёму и перемещению различных грузов не редкость в строительстве, лесозаготовках или при проведении аварийно-спасательных операций. Поскольку такие работы часто связаны с повышенными опасностями, неудобствами проведения и травматизмом рабочего персонала, они нуждаются в применении средств малой механизации.

Монтажно-тяговый механизм: разновидности и составные части Часто в данную категорию включают и различного рода рычажные лебёдки, но такой подход не совсем правилен по нескольким причинам: как следует из названия, в данных устройствах используется рычажный привод, в то время, как монтажно-тяговые механизмы работают с системой тросов; рычажные лебёдки наматывают канат с грузом на барабан, а поэтому применяются только с грузовым канатом конечной длины; способ перемещения каната внутри корпуса лебёдки и монтажно-тягового механизма различны; редуктор, характерный для рычажных лебёдок, в монтажно-тяговых механизмах отсутствует. Типовая конструкция рассматриваемого ручного приспособления включает в себя: Алюминиевый разъёмный корпус, снабжённый технологическими отверстиями для смазки всех поворотных осей. Двухрычажного механизма для прямого и возвратного перемещения троса (такой механизм часто называют тандемным). Механизма захвата с трещоткой, которая позволяет паре захватов свободно двигаться только в одном направлении. Анкерного штифта, которым контролируется направление каната. Регулируемых эксцентриковых зажимов. Рычага для отвода эксцентриков в нерабочее положение. Предохранительного срезывающегося штифта. Удлинительной рукоятки, надеваемой на рычаг прямого хода.

Крюка с коушем, закреплённого к торцу грузового каната. Некоторые производители комплектуют монтажно-тяговые механизмы (МТМ) ремонтными комплектами, которые включают в себя бухту каната длиной до 15-20 метров с запасным грузовым крюком. При износе основного троса, он легко заменяется на запасной, поскольку один из концов троса завальцован, и его легко можно протянуть через направляющие эксцентрики тандемного механизма. Эффективность использования МТМ можно увеличить, если применять их совместно с полиспастами: это позволяет вдвое повысить грузоподъёмность приспособления. Принцип работы Для использования монтажно-тягового механизма необходимо завести часть каната внутрь корпуса, для чего при помощи отводного рычага разводят эксцентрики захватного узла. Канат пропускают внутрь МТМ и выводят его наружу, поверх анкерного штифта, до места крепления приспособления. После этого набрасывают грузовой крюк на груз, и опускают рычаг с захватами. Для страховки на ось анкерного штифта набрасывают фиксирующую цепь. При ручном подъёме или транспортировании груза при помощи рукоятки начинают поворачивать задний, тяговый рычаг. При этом включается в работу тандемный механизм: верхняя пара зажимов обхватывает канат и скользит с ним по направляющим эксцентрикам, а то время, как нижняя пара служит опорой для каната. Возникающие при этом силы трения способствуют перемещению груза в пределах дуги поворота рычага. Для следующего цикла рукоятка отводится назад.

В это время эксцентрики проворачиваются, и вводят в контакт с канатом рамку с трещоткой, которая фиксирует груз в прежнем положении. В конце поворота рычаг прямого хода захватывает новую часть каната, а рычаг обратного хода отводит трещотку вверх. Цикл повторяется. Производительность работ по подъёму и перемещению грузов при помощи рассматриваемого механизма определяется длиной рукоятки и интенсивностью качаний рычага прямого хода, и не зависит от длины каната (стандартная комплектация каната – 20 м). В этом заключается главное преимущество монтажно-тягового механизма. В большинстве конструкций усилие на рукоятке прямого хода колеблется в пределах 30…50 кг, в то время, как грузоподъёмность механизма достигает 5,4 т. Снижать это значение за счёт увеличения длины рукоятки нецелесообразно, поскольку возрастают габариты механизма и величина пространства, необходимого для поворота рукоятки. Надёжность МТМ определяется состоянием эксцентриковых роликов тандемного механизма. В частности, недопустимо попадание на их поверхности смазки: она уменьшит трение между зажимами и трещоткой, что чревато самопроизвольным опусканием груза, и поворотом грузового рычага. Поэтому при техобслуживании ручного монтажно-тягового механизма смазывают только оси рычагов и эксцентриковых захватов.

Модели МТМ

Выбор типоразмера МТМ зависит от требуемой грузоподъёмности. На практике чаще всего используют устройства от 0,8 до 5,4 т. Технические характеристики рассмотренных приспособлений отечественного производства сведены в таблицу: Модель Грузоподъёмность, кг Диаметр троса, мм Примерное усилие на рычаге, кг Ход рычага, мм Длина рукоятки, мм Цена, тыс. руб. МТМ-0,8 800 8 20 55 600 7,3…7,5 МТМ-1,6 1600 11 30 50 1200 10,5…11,0 МТМ-3,2 3200 16 35 40 1200 18,5…20,0 МТМ-5,4 5400 20 45 32 1500 43.5…45,0 Популярностью пользуются также монтажно-тяговые механизмы швейцарского бренда Jet (производятся в КНР). Линейка МТМ от Jet включает в себя ручные устройства грузоподъёмностью 1,2; 2,4 и 4,8 т. Цена таких МТМ составляет соответственно 8300, 12000 и 19500 руб.