Строительный инструмент

Должностные преступления

Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ говорит о том, что из общего количества зарегистрированных преступлений по стране, например, в 2016 году (2 млн. 160,1 тыс.) только около 1% принадлежит должностным преступлениям, из которых  0,1%  — статье 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями, и почти в равной доле – по 0,2% — преступлениям по статьям 290 и 291 УК РФ – получение и, соответственно, дача взятки. Причем с годами это соотношение особо не претерпевает изменения, как и тенденция совершения самих преступлений.

201420152016
Зарегистрировано преступлений:
по ст. 285 — злоупотребление должностными полномочиями228623312352
по ст. 290 УК РФ (получение взятки)598064955344
по ст. 291 УК РФ (дача взятки)591368164640
Количество преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд:
по ст. 285126313421395
по ст. 290551552424839
по ст. 291500955643708

Но что стоит за «сухими» цифрами? Много или мало совершается преступлений против интересов государственной службы и преступлений коррупционной направленности, учитывая полутора миллионную армию чиновников? Оставив возможность исследования этого вопроса, обозначим основные причины возбуждения данной категории уголовных дел.

Виды должностных преступлений

В самом понятии «должностные преступления» заложены основные признаки, по которым те или иные деяния можно отнести к данной категории деяний.

Во-первых, преступление посягает на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата (его органов), во-вторых, – общественно опасное деяние должно быть связано со служебным положением лица.

Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (гл. 30). К наиболее распространённым их видам относятся:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • служебный подлог (ст.292);
  • халатность (ст.293).

Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям

Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина. Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» дезертирство не стала причиной «пожара» — с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» — адвокат по должностным преступлениям.

Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:

  1. Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно. Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства. Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание. 
  2. Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния. Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее. А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.
  3. Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».
  4. Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой лицо по сути принуждается к совершению преступления, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.

Отличительные характеристики уголовных дел, связанных с должностными преступлениями

К данной категории относятся преступления, совершаемые специальным субъектом – представителями власти и должностными лицами, которые, пользуясь своим служебным положением, неправомерно обогащаются или пытаются это делать, причиняют (или пытаются причинить) существенный вред нормальной деятельности гос.оргнанов или органов местного самоуправления.

При этом следует иметь в виду, что сотрудники негосударственных и коммерческих структур (хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и т.д) не подпадают под действие указанных выше статей УК РФ.

Велико ли наказание?

Совершение должностного преступления предусматривает определенную меру воздействия на преступника, санкция, которая может быть в виде:

  • штрафа различных размеров;
  • лишения права занимать должность на определенный срок/заниматься конкретным видом деятельности;
  • принудительных работ;
  • ареста;
  • лишения свободы и т.д.

То или иное наказание, ответственность за должностное преступление, в том числе по делам о взяточничестве, https://vipzakon.ru должны быть применены и могут наступить только после полного, объективного рассмотрения дела судом при строго индивидуальном подходе, с учетом:

  • общественной опасности содеянного;
  • личных мотивов должностного лица;
  • целей, которые он преследовал;
  • характера и тяжести причиненного вреда;
  • продолжительности совершения преступления;
  • характеристики личности подсудимого;
  • иных факторов.

Об этом говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9.07.2013 г. N 24 г. Основная задача адвоката как раз и сводится к тому, чтобы построить линию защиты таким образом, чтобы показать суду наличие смягчающих обстоятельств, добиться освобождения от ответственности при наличии к тому не реабилитирующих оснований, а также от наказания, если обвинение обоснованное. В досудебном производстве и при рассмотрении дела в суде адвокат – та единственная «ниточка», защита, которая может сработать максимально эффективно.

Для чего нужен адвокат и как действует его защита при должностных преступлениях

Во многих случаях чиновники становятся и обвиняемыми, и жертвами одновременно. Вот только статус в одном случае официальный, а в другом – нет. Жертвой произвола силовиков может стать практически любой чиновник, если за ним не стоит «третьей» силы. Здесь не помогут попытки самостоятельно построить защиту своих прав и интересов. Причем реальных, что называется, железобетонных оснований для обвинения вовсе не нужно.

Для того, чтобы поставить «галочку» в своей квартальной отчетности, силовику достаточно нескольких дел, переданных в суд, с хорошей доказательной базой: необходимыми проведенными следственными действиями, письменными доказательствами, фото- и видеосъемкой. Другие уголовные дела могут «шиться белыми нитками», с привлечением подставных свидетелей, липовыми экспертизами, на скорую руку и зачастую – задним числом составленными протоколами и т.д. Все это часто направлено только для одного – запугать потенциальную «жертву», она же – подозреваемое лицо, чтобы было чем вести торг, причем напрямую (ни в коем случае не прибегая к попытке привлечь адвоката в качестве посредника), и вымогать для закрытия производства кругленькую сумму.

Конечно же, незнание всех нюансов уголовного и уголовно-процессуального права только играет на руку силовикам – так легче манипулировать подозреваемым, обвиняемым и «ломать» его слабую защиту. Более того, следователь имеет привычку запугивать своих «жертв», создавая иллюзию «последнего дня Помпеи». Например, обвиняя лицо по части 1 статьи 290 УК РФ – получение взятки, он обязательно будет говорить о предусмотренной этой статьей санкции в виде лишения свободы до 3-х лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки. При этом забудет упомянуть, что та же часть данной статьи говорит о более легком наказании, например, лишении свободы в несколько месяцев без какого-либо штрафа, или без лишения свободы, но с уплатой штрафа в размере заработной платы за период до 2-х лет (а это может составлять в 2017 году, с учетом минимального размера зарплаты, всего от 200 тыс. рублей). И то, это возможно в том случае, если будет собрана законным путем «железная» доказательная база, а в отношении лица вынесен соответствующий обвинительный приговор.

Более того, следователь постарается строить обвинение не по одной, а сразу по нескольким статьям УК РФ, чтобы усилить эффект «слона». Существующая этика взаимоотношений правоохранительных и судебных органов говорит о том, что раз уж дело передано в суд, то очень желательно иметь обвинительный приговор, дабы не портить отчетную статистику. К сожалению, во многом это соответствует действительности, но адвокат и в этом случае сможет построить защиту таким образом, чтобы нивелировать нависшую угрозу над Доверителем или максимально смягчить ее.

Кстати, и мера пресечения подследственному может выбираться не в виде подписки о невыезде, а более жесткая, дабы усилить психологический прессинг. Таким образом, следственные органы «подводят клиента» к «решению вопроса» либо даче признательных показаний еще на этапе следствия.

Адвокат по должностным преступлениям поможет выйти из сложного положения с минимальными потерями, обойтись «малой кровью», используя весь свой багаж знаний и практический опыт работы. Таким образом, часть следственных действий, а нередко и вся «кропотливая» работа следователя может быть сведена к нулю. Только адвокат, специализирующийся на оказании услуг по уголовным делам и имеющий соответствующий опыт, справиться с задачей доказывания факта наличия провокации взятки при наличии последней с учетом имеющейся практики нашего высшего судебного органа, а также Европейского суда по правам человека.