Строительный инструмент

Монтажные блоки

При выполнении такелажных работ широко используют монтажные блоки (рис. 2.33) различной грузоподъемности.

В наличии блоки монтажные применяют для подъема или перемещения грузов (грузовые) и для

изменения

направления

движения

канатов

(отводные).

Все

блоки,

предназначенные для монтажа, называются монтажными. На монтажных

работах используют одно- и многорольные блоки.

Однорольные блоки применяют обычно как отводные и для подъема легких

грузов, многорольные — для тяжелых грузов. Монтажные блоки позволяют

уменьшить силу, необходимую для подъема или перемещения груза (блоки

подъемные, грузовые), а также изменить направление движения каната (блоки

отводные, неподвижные, направляющие).

Однорольный блок состоит из ролика, который по периметру имеет канавку

(ручей) для каната. Ось блока закреплена между двумя щеками. Щеки блока

усилены тягами, наверху которых установлена скоба для крепления каната, а

внизу — крюк (петля) для подвески груза.

При выборе блока необходимо соблюдать два основных требования:

 нужно обеспечить допускаемое отношение диаметра ролика блока к

диаметру каната;

 глубина ручья ролика должна превышать диаметр каната не менее чем

на 4… 5 мм.

Блоки изготавливают из стали литьем, штамповкой или сваркой.

Для повышения долговечности каната используют блоки, футерованные

алюминием, резиной или пластмассами. Техническое освидетельствование Цепи грузоподъемной калиброванной

61

блоков производят не реже одного раза в год. Каждый монтажный блок должен

иметь заводское клеймо, на котором указывается его грузоподъемность.

Рис. 2.33. Монтажные блоки:

а — однорольный; б — двухрольный; 1 — грузовой крюк или петля; 2 — ось роликов; 3 —

тяги; 4 — щеки; 5 — ролики; 6 — траверса; 7 — ось с роликом для крепления каната

2.6. Полиспасты

Полиспасты (рис. 2.34) являются составной частью механизмов и устройств,

применяемых для перемещения грузов как по вертикали, так и по горизонтали.

Полиспаст

грузоподъемное

устройство,

состоящее

из

блоков,

соединенных между собой канатом.

Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикрепленного к

подъемному приспособлению (балке, мачте, треноге и т. п.), и подвижного,

который крепится к поднимаемому грузу. Оба блока соединяются между собой

канатом, который, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом

крепится к верхнему неподвижному блоку, а другой его конец через отводные

блоки идет к барабану лебедки.

При выполнении монтажных и такелажных работ полиспасты чаще всего

используют с целью получения выигрыша в силе. Применение полиспастов

уменьшает нагрузку на подъемной лебедке, но приводит к снижению скорости

перемещения (подъема) груза. При этом в силе выигрывают во столько раз, во

сколько раз проигрывают в скорости.

В отдельных случаях полиспасты применяют для увеличения скорости и

величины перемещения свободного конца каната (гидроканатные системы). В

этом случае происходит потеря в силе, соответствующая величине выигрыша в

62

скорости перемещения груза.

При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты

с числом ветвей от двух до шести, со сбегающим тяговым канатом с

неподвижного блока.

Рис. 2.34. Полиспасты:

а — десятиниточный грузоподъемностью 100 т; б — в стянутом состоянии с крюком на

блоках; в — в стянутом состоянии с серьгами на блоках; I , 3 — блоки подвижный и

неподвижный; 2 — канат; 4 — канат, идущий к барабану лебедки; 5 — серьга; 6 — крюк

Полиспасты с большим числом нитей используют редко, главным образом

при подъеме особо тяжелых грузов.

Обычно применяют полиспасты грузоподъемностью 1…50 т.

Ролик неподвижного блока, с которого сбегает конец каната, считается

отводным.

63

Нижний блок полиспаста, как правило, имеет грузовой крюк, к которому

подвешивают поднимаемый груз.

Чем больше роликов в полиспасте, тем большее число ветвей каната

поддерживают груз и, следовательно, тем меньшая нагрузка приходится на

каждую ветвь каната и на лебедку. Число ветвей полиспаста, на которые

распределяется масса поднимаемого груза, называют кратностью полиспаста.

Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости от числа

рабочих ветвей.