Строительный инструмент

Каркас поперечно-двускатной крыши

В   простои   поперечно-двускатной (щипцовой) крыше два стропила — с одинаковым наклоном — пересекаются под углом 90°. Все разжелобки формируются пересечением плоскостей скатов. Крыша же нашей пристройки — модифицированный вариант, так как сплошной верхний конек должен быть выше нижнего конька. В пристройке должен быть кафедральный потолок, поэтому я разделил нижний конек на две секции. Концы конькового бруса я уложил на подвесные  кронштейны  между типовыми стропилами высокой крыши.

Мы использовали несущие (врезные) разжелобки. У каждой нижней двускатной крыши стропило разжелобка проходит от стены до основного верхнего конька. Это и есть врезной разжелобок.

Другой (короткий) разжелобок стыкуется с врезным в точке пересечения последнего с нижним коньком. Я решил, что врезные разжелобки на противоположных сторонах крыши должны приходить в одну точку на верхнем коньке. В этом случае все силы, действующие на конек от одного врезного разжелобка, компенсируются силами от противоположного.

С самого начала мы не хотели устанавливать стяжки поперек кафедрального потолка (хотя добавили две штуки). Чтобы компенсировать их отсутствие и повысить прочность разжелобков, усилили конструкцию конькового бруса.

Коньковый брус — первая деталь, которую и подняли. Концы его мы уложили на вершины высоких фронтонов, а под то место, где он должен стыковаться с врезным разжелобком, поставили временную стойку.

Разметка типового стропила. Главное требование проекта — коньки расположены друг к другу под прямым углом и крыши имеют одинаковый уклон (9,5:12).

На чистом листе фанеры я разметил один к одному секцию карниза (рис. 1). Затем провел линию разметки, начинавшуюся у внешнего угла стены и идущую параллельно ребрам стропила. Расстояние вдоль воображаемого перпендикуляра от линии разметки до верхнего ребра стропила (высота подъема) — ключ ко всем размерам, которые должны оставаться неизменными для типовых стропил, разжелобков и коньков каркаса крыши.

Начертив выступающую часть стропила (свес), я перешел к чертежам. Архитектор выдал мне сечение стены с продольным водосливом. Начертив сечение карниза, я перенес его на заготовку стропила. Положив ее перед собой, провел размерную линию, отступив от верхнего ребра стропила на расстояние подъема. От торца доски 50×200 мм отложил 0,3 м (на свес стропила) и провел вертикаль. Через точку пересечения размерной линии и вертикали провел линию горизонтального запила. Получилась врубка клином. Из угла врубки вдоль размерной линии отложил «необходимую» длину стропила (3,6 м), определенную для уклона 9,5:12.

Итак, в точке на размерной линии, отстоящей от угла врубки на 3,6 м, я провел вертикаль и получил потребную длину типового стропила. Зная, что толщина конька 112 мм, провел еще одну вертикаль, отступив от первой на 56 мм (половина толщины конька), то есть вычел припуск на конек.

Но у поперечно-двускатной крыши только первые стропила у каждого высокого фронтона — типовые, остальные — укороченные. Обычно я сдваиваю типовые стропила, так как на них устанавливаются консоли для крепления свеса.

Разметка разжелобка. Если потолок — кафедрального типа, как в данном случае, нижние ребра заготовки разжелобка должны идти параллельно верхним. Это позволяет выставить нижнюю сторону стропила разжелобка заподлицо с нижними поверхностями коротких стропил и облегчает установку гипсокартона.

Вертикальный размер разжелобка должен равняться тому же размеру типовых и коротких стропил (ширина стропила, измеренная по вертикали).

Я замаркировал верхнее ребро и центральную лицевую плоскость цветным мелком. В произвольной точке на лицевой поверхности провел вертикаль, воспользовавшись числами «9,5» и «17» на угольнике («17» вместо «12»), как это принято для пространственного угла при расчете для нормальных вальмовых стропил и разжелобков. Подъем (в данном случае 9,5) остается тем же самым.

От верхнего ребра по вертикали я отметил расстояние подъема, которое было определено для типовых стропил. Через исходную точку провел линию разметки параллельно ребру стропила. Начав с одного конца, вдоль линии разметки отложил длину, принятую для свеса стропила, но выступающую часть пришлось удлинить по сравнению с типовым стропилом, так как вылет разжелобка больше.

Как только выступающая часть была сформирована, я начертил врубку клином, воспользовавшись цифрами «9,5» и «17» на треугольнике для вертикального и горизонтального запилов. От угла врубки клином отложил «необходимую» длину врезного разжелобка.

От найденной длины я отнял половину толщины конька, замеренную под углом 45°. В данном случае толщина конька 112 мм при пересчете на 45° превращается в 160 мм. Поэтому добавил еще 80 мм к «необходимой» длине. Этот размер, как и все величины подрезок, откладывается по горизонтали, а не по линии разметки.

Таким образом я получил правильную длину стропила разжелобка. Но еще надо было определить направление уклонов для двух вертикальных запилов стропила. Первый — на задней стороне врубки клином — там, где стропило опирается на стену. Второй — в верхней части разжелобка, где стропило стыкуется с коньком. После проверки горизонтальной проекции я посмотрел сверху на ребро стропилы разжелобка и прикинул его положение в собранном каркасе. В местах скосов сделал отметки мелком, показывающие, как должны идти скосы — внутри или снаружи относительно центральной плоскости.

Выпилил еще одну пару заготовок для врезного разжелобка другой стороны крыши. Они были зеркальным отражением первой пары, но со скосами, идущими в противоположном направлении. Когда врезные стропила были опилены и собраны, их подняли на крышу для примерки.

Коньки, короткие разжелобки и стропила. Короткие разжелобки были размечены аналогично врезным, хотя и с некоторыми отличиями. Их длина определилась длиной типового стропила низкого фронтона (рис. 2).

Кроме того, по схеме каркаса видно, что короткий разжелобок стыкуется с врезным под прямым углом, поэтому и вертикальный запил на его верхнем конце — также под прямым углом, как для типового стропила. Величина подрезки равна половине толщины стропила врезного разжелобка, замеренной под углом 90°(а не под углом 45°).

Внутренние концы нижних коньков там, где они стыкуются с врезным и коротким разжелобками, запилены под 45° с обеих сторон. Как только стропила коротких разжелобков и коньки низких фронтонов были прибиты на место, мы подогнали и врезные разжелобки. С того места, где они выступали над нижним коньком, их опорная поверхность (под обрешетку) должна была иметь уклон соответствующий короткому разжелобку. Я отметил начало скоса и подтесал его заподлицо с основной крышей.

В основном каркас поперечно-двускатной крыши набран из коротких стропил («закладок»). Обычно комплекты их подгоняют методом последовательных приближений, но я решил, что это слишком трудоемкая работа. Разметил короткие стропила на коньке и разжелобке и замерил расстояние между ними. Затем мелом отбил размеры на коньковом брусе так, чтобы отметки можно было видеть с земли.

Если плановая проекция крыши — квадратная, внешняя нагрузка от разжелобка у каждого угла воспринимается парой стен, стоящих под прямым углом друг к другу. Если стены прочно связаны друг с другом, для коньков не нужны ни затяжки, ни хомуты. Но в нашем случае плановая проекция была прямоугольная, и мы беспокоились о разжелобках, упирающихся в стену на расстоянии 1 м от углов дома. Поэтому для усиления длинных противоположных стен между самыми длинными парами коротких стропильных ног у тор-стяжки. Для усиления соединения коротких стропил со стенами использовали стальные кронштейны из уголка (фото 5).

Вентиляция и наличники. Устройство вентиляции поперечно-двускатной крыши, образующей кафедральный потолок, — достаточно сложная проблема, так как отверстия в софитах для поступления свежего воздуха либо маленькие, либо отсутствуют вовсе. У каждого торца крыши в свесах был только один отсек для вентиляции, но, сделав продольную выемку в верхнем ребре каждого короткого стропила, мы организовали по крайней мере небольшую вытяжку в секциях, граничащих с разжелобками.

Для конька применили вентиляцию скрытого типа. Для свеса каркаса организовали вентиляцию, заменив одну секцию нижней обшивки на перфорированную алюминиевую вентиляционную решетку.

Резные наличники (см. фото 1) — характерная деталь внешней отделки. Они сделаны из высушенного в печи красного дерева 50×300 мм. С помощью шаблона мы разметили рисунок, скопировав его со старого наличника.

У вершины крыши наличники заканчиваются простой прямоугольной планкой, висящей подобно кошачьему хвосту.